Белый месяц радости
У калмыков первой месяц весны назван по цвету молока – «Белым месяцем»! Белый цвет у скотоводов - кочевников является символом чистоты и самой жизни. Понятно, что приход весны для скотовода — радостное, праздничное событие. Это, прежде всего, окончание трудной зимовки. Долгожданная весна несёт с собой новый приплод скота, изобилие молока — основы существования нынешних калмыков. И поэтому калмыки в Цаган - Сар имеют свой бытовой праздник — наступление весны.
Цаган - Сар у калмыков являлся и является истинно народным праздником, первый день которого приходится на 1-е число 1-й весенней луны. Раньше служители хурулов принимали участие в праздновании, совершая богослужения в здравии и благополучии мирян.
В послереволюционные десятилетия, особенно в годы культурной революции в Калмыкии вместе с религией и церковью были объявлены реакционными, антисоветскими многие духовно-культурные ценности, народные традиции и обычаи, праздники, в том числе и Цаган - Сар. В 20 — 30 годах Цаган - Сар был просто, запрещён, а те, кто праздновал его, преследовались. В последнее десятилетие у нас в республике традиции празднования Цаган - Сара, вновь ожили и постепенно восстанавливаются в своих "правах", приобретая новое содержание и формы. Цаган -Сар может прийтись и на вьюжный, морозный февраль, и на потеплевший март.
История возникновения праздника захватывающая и оригинальная. В давние-давние времена, когда калмыки жили в степях к западу от Монголии и именовались ойратами, пришло на землю великое зло в виде ужасного непобедимого демона Муса. Он стал уничтожать жилища людей, их скот, отбирать у людей младенцев и напустил холод на поселения ойратов.
Многие батыры сражались с великим злом и не могли, его уничтожить. Мус был бессмертен. И кинули ойраты клич – во все концы Джунгарии — "Кто победит злого Муса и принесёт счастье народу?” Тогда появилась в одном из хотонов красавица Ноган Дяркин Гегян. "Я перехитрю Муса и убью его!” — сказала она и отправилась навстречу грозному чудовищу. Демон-чудовище, увидел красавицу Ноган и влюбился в неё. "О, прекрасная дева, будь моей женой»,- воскликнул он. Ради своего народа согласилась Ноган. Стали они жить вместе. И родился у них ребёнок — Мангас. Хитростью Ноган сумела узнать, что душа Муса находится в трёх сундуках в дальнем кургане. Отыскала их Ноган Дяркин Гегян и уничтожила Муса.
И вот возвращается она в селение вместе с Мангас, а по пути встречает Окн Тенгрк. Та ей говорит: « Ты, уничтожив Муса, не убила зло. Оно тепепрь в Мангасе. Я убью его».
Долго билась Окн Тенгри с Мангасом и не могла победить его. Тогда грозная богиня спросила : «Скажи, где его душа?»
— Оно в ямке, между лопаток, — ответила Ноган Дяркин Гегян.
Победа Окн Тенгри свершилась над Магнасом ранним утром, когда было так темно, что едва видна ладонь руки. 1 -го числа 1 -й весенней луны Окн Тенгри и Ноган Дяркин Гегян возвратились в селение. Тёплые лучи долгожданного солнца хлынули на землю, растопив снега и льды. Жители хотона с ликованием встретили Окн Теягри и Ноган Дяркин Гегян.
С тех пор день победы Окн Тенгри над Мангасом и возвращение её с Ноган Дяркин Гегян в селение наши предки стали праздновать как благополучный выход из зимы и начало весны.
В последний день зимы т. е 30 числа месяца дракона (в калмыцком лунном календаре все месяцы имеют по 30 дней) — или же в день, предшествующий началу Цаган - Сара, нельзя было забивать скот на мясо и употреблять в пищу мясо и мясные блюда, равно как и готовить мясные блюда. Этот день был и есть ”мацг одр” (день поста) — у калмыков по лунному календарю в месяц выпадает 3 дня поста: 8, 15, 30 числа каждого месяца. И поэтому мясо (а оно на Цаган -Саре должно быть в достатке) заготавливалось загодя.
В этот день от мала до велика, должны были как можно больше и обязательно попробовать кушанья из молока, приготовленные для проводов последнего дня зимы. В прежние времена в предпраздничный ассортимент пищи входили топлёное масло, сметана, пенка, творог и т. д. Хозяйки готовили всевозможные блюда из молочных продуктов.
Говорили раньше: "В этот вечер с гор спускается Белый старец и заходит в каждую юрту. Если кто-то не насытился "белой пищей”, т. е. молочной пищей, старец может обидеться и вернуться к себе, недовольный тем, что люди бедно и плохо живут, хотя много заботится об их благополучии. И чтобы не обидеть Белого старца, употребляли “белую пищу” в предпраздничные дни много и при этом вежливо уговаривали друг друга покушать ещё.
В последний день зимы в каждой юрте (доме) стряпали борцыки, как бы обкуривая запахом кипящего жира и пыщущих жаром борцыков всё жилище.
Борцыки делали более 15 видов, но обязательно были 9 разновидностей блюда.
Также, в день предшествующий Цаган - Сару возжигали лампадку.
После 24.00 часов готовили к варке мясо, потому что это не простое дело, так как мясо не должно разрубаться, а расчленяется по частям. Мясо ставят на огонь с таким расчётом, чтобы к восходу солнца 1 дня Цаган -Сара оно было готово. Отдельно варят баранью голову н ножки. После готовности и борцыков и мяса все освящалось благопожеланием хозяина дома.
С началом первого дня Цаган - Сара так же возжигалась лампадка, которая ставится на божницу (почётное место в доме).
До восхода солнца первого дня Цаган -Сара хозяйка дома заваривала чай. С рассветом хозяин дома с первой поварёшкой чая в правой руке, переступив порог юрты (дома) правой ногой, делал вверх цацл. Это делал он, как бы памятуя о предках, о Белом старце, воздавая им дань. При этом на голове должен быть головной убор. Потом чашка чая-дееж, с 7-го хорха борцыками в ней, хозяином дома (или мужчиной, или мальчиком) ставилась у зажжённной лампадки — это бурханам.
В каждой юрте (доме) зажигали лампадки (зул), соблюдая ритуал поклонения божествам. С восходом солнца дети бежали приглашать в гости ближайших родственников. Считалось, чем раньше старейший рода произнесёт благопожелание в доме, тем богаче будет приплод у скота, а значит, богаче станет и хозяин.
Соседи и родственники считали своим долгом непременно поздравить друг друга с благополучным исходом зимы и наступлением весны.
У калмыков было принято встречать любого гостя на улице у коновязи, принимая поводья лошади, привязывая её. Гость обменивался с хозяевами традиционным приветствием: "Менде!", "Менде бянте!" и хозяин, приветствуя гостя, протягивал ему правую руку. Гость обхватывал ладонь руки с обеих сторон двумя своими ладонями. В таком положении гость спрашивал: “Благополучно ли перезимовали с детьми, как скот перезимовал?" Хозяин отвечал.
В этом жесте и уважение, и обещание в случае необходимости помощи и поддержки.
Проходя в дом, гости рассаживались по обе стороны божницы, отдавая поклон ей, кладя к лампадке серебряную и медную монеты, а то и купюры разных достоинств.
Мужчины и женщины никогда не сидели вперемежку. Это считалось неэтичным. Мужчины садились справа от божницы, а женщины — слева.
Гости обходили всех соседей и родственников с поздравлениями и добрыми пожеланиями, обязательно при этом соблюдая направление движения солнца (по ходу часовой стрелки). За застольем следует веселье: поют песни, шутят, танцуют, проводят соревнования и игры.
Раньше калмыки во время празднования начала первого месяца весны одаривали всех гостей подарками, а гости тоже приходили не с пустыми руками. Обычно соседи и родственники обменивались борцыками, которые были нанизаны на нитку. Были и индивидуальные подарки: расшитый кисет, трубка, носовой платок, платок, сладости и т. д. Конечно, в нынешнее время трудно выбрать какой- либо подходящий подарок, но поздравить друзей, родственников открыткой — это уже хорошо.
Первый день Цаган - Сара проходил во взаимных поздравлениях, приёме гостей и хождений в гости. Считалось обязательным сходить в гости к 7 родственникам или знакомым.
Раньше бытовало поверье: чем больше гостей заглянет к тебе в первый день Цаган -Сара в дом, тем больше скотина будет давать молока летом и осенью.
В дни праздника мясо варили в больших котлах (кастрюлях), варёное мясо раскладывали на объёмных и широких блюдах по следующей очередности: сначала крестец, вокруг крестца располагали остальные части варёного мяса: рёбра, грудинку, лопатки, грудинный позвоночник, берцовые, лучевые, таранные кости. Справа от блюда клали ножи, остриём к двери.
Дееж, (подношение бурханам) составляли: баранья голова, два ребра, кусок мяса без костей, борцыки. Борцыки клали по 3 из каждого вида. Всего должно быть в связке или на чаше 27 борцыков, или желали по 1-му из каждого обязательных 9 видов: борцыки также клали на божницу, где уже находились лампадка и чашка чая с хорха-борцыками.
Хозяин дома, (старший рода) после подношения бурханам говорил:
— Зе кун зееЬэн бартн!
Подходили внуки (по линии дочери) и принимали подарки (сладости, борцыки, нанизанные в связку, хеенэ чансн шиир).
Прежде всего, хозяйка угощала гостей свежезаваренным чаем. Сначала чашка чая подносится хозяину дома, или старшему рода, даже в присутствии почётных гостей, тем самым подчеркивая приоритет главы семьи. Только после этого хозяйка подает чай присутствующим в соответствии с их возрастом.
После благопожелания и традиционного чаепития, с которого начинается любое угощение у монгольских народов, хозяин приступает к разделке крестца. Ножом делает три надреза по средней линии крестца и срезает тонкий слой жира, который после йеряла старшего за столом кидают в огонь, почитая этим самым Окн Тенгри.
Число прикосновений ножа к крестцу должно обязательно составлять символическое, счастливое для калмыков число 9.
Попробовав мяса от крестца, гости съедали понемногу борцыков и лишь, потом приступали к еде. Застолья обычно сопровождались кумысом.
У калмыков Синьцзяна до сих пор сохранилась традиция, согласно которой нерсн ерк подают тому, кому исполнилось полных 36 лет (как говорили раньше "три раз по 12".
Хозяин дома отливает в чашку немножко из горячительного напитка и делает цацл пальцами правой руки огню (очагу), приклонив правое колено, держа чашку с напитком в левой руке. И при этом произносит: — Цог хеёрхн! Далее делает это же в сторону божницы, где находится статуэтка божества или танка.
Цаган сар — это был большой праздник для калмыков.
Это единственный праздник в году, когда навестить свой родной хотон стремились все живущие Далеко родственники. Невестка обязательно должна была с детьми посетить дом родителей мужа. Родственники обязательно должны были навестить больных, старых. Эти и другие элемент национального этикета, выраженные в особом уважение, почтении старших, стремлении окружить их заботой, вбирал в себя праздник Цаган сар, как бы напоминая, что всем нам нужно общение, внимание, нужна поддержка друг друга.
Так, по-доброму, весело в течение месяца проходили раньше дни Цаган сара.
В утверждении, что празднование весны длится весь Белый месяц, есть резон, если иметь в виду не застолья и пиры длиной в четыре недели, а саму суть, дух этого древнего празднества. Оттого и название первого месяца — цаган, белый. Кроме обозначения цвета,"цаган" можно определить как светлый, праведный, как противопоставление "чёрному" — чёрным мыслям, чёрным деянием чёрным наветам.
Да, действительно праздник Цаган сар может продлиться целый месяц. Конечно, это дух, суть этого древнего празднества, светлого, белого. Пусть и сейчас он длится как можно дольше, пробуждая в сердцах доброту, так нужную в наше нелёгкое, сложное время.
Николай Санджиев, главный редактор
Ищите монетки в китайских пельменях
Россияне уже много лет как переняли восточную традицию ассоциировать наступивший новый год с животными - символами года. Мы предпочитаем не учитывать тот факт, что восточный календарь не совпадает с григорианским, и Бык или Желтая Корова вступит в свои права по разным буддийским традициям в разное время, но всяко не 1 января. 22 декабря в Калмыкии отмечается праздник Зул-новый год по ламаистской традиции, 26 января будет новый год по китайско-монгольской традиции. 25 февраля - праздник Цаган Сар - это скорее праздник встречи весны, но тем не менее он содержит в себе отголоски нового года. Нам, людям непосвященным, можно считать, что год Быка уже наступил 22 декабря, но при желании его можно будет отметить еще и 25 января или 25 февраля, как большинство астраханских буддистов-калмыков.Каждый год Цаган Сар вычисляется по лунному календарю, и часто дата не совпадает с предыдущей, а повторяется по календарным законам через десятилетия. Как нам рассказали в администрации области, Цаган Сар в Астрахани начали праздновать организованно с конца 80-х годов при участии органов государственной власти. Праздник состоит из публичной части (традиционные песни, пляски) и священной - это общение с Буддой, люди просят даровать им светлый новый год и лучшую жизнь.
Где верить?
На территории Российской Федерации буддисты сосредоточены в Туве, Бурятии, Калмыкии и Астраханской области. В соседствующей с нами Калмыкии еще недавно не было ни одного хурула, пока президент республики Кирсан Илюмжинов не стал позиционировать Калмыкию, как столицу буддизма в Европе. С 1990 года только в Элисте появилось два больших хурула. Теперь туда нередко организуются экскурсии с астраханскими паломниками и просто туристами, так как в буддийский храм может войти любой, даже не верующий по восточным канонам.
Но это, как вы понимаете, новодел, а вот в Астраханской области в селе Речное Харабалинского района сохранился старинный буддийский храм. Хурул был построен в 1814-1818 годах в честь победы русских войск над Наполеоном на добровольные пожертвования калмыцкого народа.
Монастырский ансамбль хурула состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), также нескольких хозяйственных выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. После своего открытия в 1818 году и вплоть до 1917 года хурул являлся одним из основных храмов буддийской общины Астраханского региона. После революции он был закрыт и на протяжении всего XX века по назначению не использовался и не реставрировался. По словам начальника департамента культурного наследия Александра Богатырева, астраханский хурул является памятником федерального значения. “Мы надеемся, что реставрация храма будет произведена в 2009 году, так как направляли проектную документацию по реставрации в Министерство культуры РФ, наша заявка рассматривается, в прошлом году приезжали наши калмыцкие коллеги, также мы контактируем по этому вопросу с “Единой Россией” и администрацией области. Хоть один из четырех “бюджетов” должен помочь”, - рассказал Александр Анатольевич.
С вопросом, где читают мантры астраханские буддисты, мы обратились к Любовь Ивановой, председателю буддийского центра “Алмазный путь”. “Мы медитируем на съемных квартирах. На медитацию приходит около 20 человек”, - рассказала она. Буддийский центр будет праздновать новый год 26 января, так как относится к китайской школе. Как сказала Любовь, школы не соревнуются между собой. “Понимаете, все люди разные. Для того чтобы кому-то понять, что перед ним вода, достаточно прочитать химическую формулу, другому нужно ее выпить, а третьему.- нырнуть в нее. Так вот нам нужно нырнуть”.
Анастасия Алексеева.
Храм для каждого из нас
Одной из основных целей нашей командировки в село Речное было посещение этого уникального памятника с двухсотлетней историей - Хошеутовского хурула, который был возведен в честь участия калмыцких полков в Отечественной войне 1812 г. по инициативе нойона (светский феодал в Монголии) Серебджаба Тюменя на добровольные пожертвования калмыцкого народа и на средства самого князя. Первоначально это был целый комплекс из нескольких зданий. Княжеское имение находилось за селом, и деревня потом стала так и называться -Тюменевка.
Сразу после открытия эта святыня являлась одним из основных храмов буддийской общины Астраханского региона, однако, после революции 1917 г. он был закрыт, в 30-е годы его приспособили под клуб, после войны - под школу, в 50-е - под зерносклад. А в 60-е понадобился кирпич для строительства теплицы для колхоза. Тут кому-то и пришла в голову мысль использовать для этого кирпичи хурула, на которых до сих пор сохранилось именное клеймо княжеского рода - лук и стрела. Сначала часть стен разбили, а вот попытка разобрать кирпичи ни к чему не привела. В тяжелые 90-е люди не брезговали ничем: поскольку крыша храма оказа лась из чистой меди, то и ее пытались прибрать к рукам.
Но, видно, правду говорят: храм - у каждого свой. И для этого человека он стал чем-то светлым, родным и таким близким. Вот уже более 30 лет жительница с. Речное Валентина Константиновна Тихонова - удивительная женщина с обаятельной улыбкой и добрыми глазами - является его настоящей хранительницей. Совсем недавно не стало ее мужа Феонтия Маркеловича, который также помогал ей - где доски прибьет, где что-то приладит. В свое время на селе его прозвали местным Кулибиным, он являлся одним из лучших рационализаторов области. Несмотря на то, что Тихоновы вырастили и воспитали 4-х детей, всю жизнь держали большое хозяйство, работали в колхозе, сама Валентина Константиновна более 32 лет являлась солисткой Речновского народно го хора.
Родом из Волгоградской области (Старополтавский район, с.Гмелинка), она воспитывалась в детском доме: отец погиб на войне, брата убило бомбой, мама с фронта все-таки вернулась и забрала дочку. Жили бедно, чем могли помогали соседи.
Валентине Константиновне тяжело вспоминать ушедшее, но еще тяжелее видеть, как разрушается буддийская святыня, которая до сих пор молчаливо хранит все свои тайны. Известно, что эти места посещали Александр Дюма, Суворов, император Александр II, В.И.Ленин приезжал в свадебное путешествие с молодой женой навестить землю предков. Несколько лет назад побывала здесь гостья издалека - китайская принцесса - прямой потомок князей Тюменей. Потом были делегации из Индии, США, студенты, аспиранты, профессора из разных городов и стран.
В 2004 г.был утвержден План с объемом работ, составлена смета, строительная бригада начала восстановительные работы. Однако из- за нехватки средств эту программу быстренько свернули.
Однажды, как вспоминает Валентина Константиновна, произошёл случай, который доказал, что это место не простое, а святое, намоленное. Накануне приезда американца она решила навести порядок, взяла веник и начала было уборку, но какая-то невидимая сила прикоснулась и отодвинула её назад, к стене. Так было и ещё раз. Через несколько мгновений там, где пыталась подмести Валентина Константиновна, упала прогнившая доска. Эта не видимая сила просто спасла ей жизнь. А на вопрос: зачем вам это нужно, она отвечает: зачем- то ведь и нужно. Вокруг храма тишина и покой, как будто ничего и не было - ни войн, ни революций, ни разгромов. При входе над огромными дверями еле видны силуэты танцующих монахов и священной лягушки. Внутри Валентина Константиновна соорудила для паломников подобие алтаря, чтобы все, кто приезжает издалека, смогли помолиться и попросить Будду о помощи.
В 2004 г. храм посетили народный писатель и поэт Калмыкии Алексей Балакаев, астраханский историк А.Марков, актер Б.Невзоров, а в 2006 г. - сам президент р.Калмыкия - Кирсан Илюмжинов. Он предлагал разобрать, а потом снова отстроить хурул у себя на родине, в Калмыкии. Потом говорилось о том, что этот памятник вошел в программу его реконструкции. По плану он должен был стать музеем, селу Речное планировали вернуть историческое значение.
Сейчас здесь слышно лишь воркование голубей, которые своим пребыванием разрушают хурул. Но его еще можно спасти, если люди, имеющие власть, время и деньги, а главное-желание, обернутся и посмотрят назад, в прошлое, для того чтобы сохранить его для будущего.
Л. Сонина. Храм для каждого из нас
Храм Победы
В войнах России постоянно участвовали конники астраханских калмыков, входящие в ее кавалерийские соединения. Особенную доблесть они проявили в Отечественной войне 1812 года. Наполеоновское нашествие грозило народам России национальным порабощением, противостоять которому было делом всех национальностей и народов земли русской.
Укрепляя военную мощь, правительство стремилось увеличить армию ростом регулярных частей. К владельцам калмыцких улусов Астраханского края был направлен специальный именной указ, предписывавший создание регулярных калмыцких полков.
Одними из первых на призыв русского народа откликнулись степняки Хошеутовского улуса, кочевавшие по берегам Волги и Ахтубы. Хошеутовский владелец Сербед- жаб Тюмень сумел быстрее других собрать и снарядить полк, который вошел в историю как Второй астраханский калмыцкий полк, начавший свой боезой путь в составе 3-й западной армии генерала Тормосова. Победным маршем полк в составе русских войск прошел до Парижа.
Сербеджаб Тюмень, проведший свой полк 20 марта 1814 года по улицам Парижа, был награжден именным оружием и произведен в чин подполковника. В ноябре конники Тюменя вернулись на берегу Волги, оставив на поле брани многих боевых друзей. Славным монументом русскому и калмыцкому народам в честь ратных подвигов живых и павших и является главный сем Хошеутовского хурула, вобразший в себя символические черты Казанского собора в Ленинграде и традиционной хурульной архитектуры. Крупнейший исследователь истории и быта астраханских калмыков Иродион Житецкий считал это «громадное каменное здание самым изящным зданием во всей степи калмыцкой».
Строительство храма Победы было начато в 1814 году и закончено в 1817-м. Он построен на добровольные пожертвования калмыцкого народа и отчасти на средства командира Второго калмыцкого полка. Автором проекта является его младший брат, офицер русской армии Батыр Тюмень, известный трудами по истории Калмыкии. Он пользовался консультациями буддийского монаха Гаван Чомбе, внесшего в проект ряд элементов из сооружения восточного типа.
Храм Отечественной войны 1812 года язлялся единственным в своем роде. В отличие от других (а их в улусах волжских калмыков имелось немалое число) и он был построен внешне в классических формах, без строгого соблюдения тибето - монгольских канонов.
Своим необычным строением главный сем Хошеутовского хурула произвел огромное впечатление на русского академика архитектуры Владимира Суслова, который посетил храм в 1887 году. Позже в своих трудах он напишет: «...Хурул построен, собственно, в стиле Ренессанса... Здание в главных своих частях расположено эффектно, и пои тех степях, которые его окружают, производит сильное впечатление». Надо полагать, что классическая форма Хошеутовского храма и схожесть его с Казанским собором, сооружение которого осуществлялось по проекту выдающегося архитектора начала прошлого столетия Андрея Никифоровича Воронихина, в какой-то степени может объясняться участием в обоих сиучаях одних и тех же строителей. Однако выполненный в классических формах, храм на Волге воплощал национальные особенности калмыцкой монументальной архитектуры.
Основная особенность—пропорции и масштабы здания. Это создано за счет мощной, величественной колоннадной дуги здания, противостоящей изящному, очень миниатюрному завершению. Открытое пространство местности продиктовало устремленную к центру композицию храма. Тяжесть основания, подчеркивающая монументальность постройки контрастирует с архитектурно - облегченными ярусами башен. Объемнопространственное решение ступенчатой пирамиды здания подчеркнуто ярусами башен, как бы парящими в воздухе. Этот прием создает своеобразный, выразительный, законченный художественный образ калмыцкого храма.
Легким всплеском архитектурный ансамбль удачно вписан зодчими, в заволжскую ширь. Остроконечные башни венчаются отлитыми из бронзы символами полумесяца и диска солнца.
Неповторимый памятник архитектуры за последнее десятилетия, к сожаление, пришел в запустение. Безвозвратно утрачены многие архитектурные элементы. Исчезла его колоннадная дуга. Отбившаяся штукатурка на кирпичах обнажила выпуклый рисунок стрелы на тетиве лука. Это тамга — личный знак строителя. Она принадлежала астраханским калмыкам из рода хошеутов.
С ней связана еще одна особенность в постройке храма Отечественной войны 1812 года. План главного сема Хошеутовского хурула повторяет форму рисунка родового знака хошеутов. Это объясняется тем, что при постройках культовых зданий придавалось большое значение их местоположению, символике, местным родозым обычаям, которые должны были согласоваться с определенными буддийскими канонами. Национальные традиции в таких постройках усиливали динамику храма, что отвечало укладу кочевого общества.
По сообщениям востоковеда Алексея Позднееза «в Тюменевском хуруле было 27 литых бурханов, 80 рисованых полотен, музыкальные инструменты». Имелась в храме Победы и стенная роспись (фриз), рассказывавшая посетителю о сказочной стране калмыков Бумба, которую они нашли на берегах Волги. Хранились в здании сема пробитое французскими пулями походное знамя Второго калмыцкого полка и сани, отнятые у врага.
Архитектура Хошеутовского храма привлекала многих путешественников и ученых. В 1829 году с его объемами знакомился немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт, имя которого сейчас носит столичный университет ГДР. В 1838 году памятник кампании 1812 года посетили русские художники - академисты братья Григорий и Никанор Чернецовы. Ему они посвятили серию выразительных рисунков и этюдов, вошедших в созданную ими панораму Волги. Сейчас этот материал хранится в Эрмитаже, Русском музее и Музее архитектуры им. А. В. Щусева.
Будучи уникальным сооружением в калмыцких степях, Хошеутовский храм играл важную роль в общественной жизни степняков. В нем проводились многие мероприятия, в том числе и столетний юбилей участия астраханцев; Отечественной войне 1812 года. К празднествам на берега Волги съехались из разных концов России потомки участников изгнания наполеоновских захватчиков.
Перед юбилеем храм был подвергнут реставраций под наблюдением астраханского архитектора В. Б. Ворганика- Вальдсзского. Реставрация проводилась в 1907год.
Сейчас храм Победы нуждается в новой реставрации, Он просит помощи. Думается, что она придет от всех нас, удивительный памятник, взятый под охрану государства, будет реставрирован и восстановлен. Сверкающий фрегат истории понесет потомкам песнь :воих предков, воплощенную в архитектурном гимне национального братства.
И. Борисенко, кандидат исторических наук.
Волга.-1990.- 10 января
|