Среда, 19.12.2018, 10:42
Заволжский сельский филиал
User-agent: * Disallow: /
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
0+

История села Речное

На левом берегу великой русской матушке реке Волга расположено село Речное Харабалинского района Астраханской области. Село это необычно тем, что до революции 1917 года земли эти принадлежали калмыцкому князю Тюменю, и село носило название Тюменевка. Княжеский род Дегжи происходил из Алтая, данная местность была оккупирована Китаем, и семья была вынуждена выехать в город Тюмень, где и поселилась с разрешения императрицы Елизаветы Петровны и приняла подданство Российского государства. Вскоре в семье родился мальчик, которого нарекли Тюменем, в знак благодарности приютившего их города. Через некоторое время семья переехала на Волгу, где проживали большие поселения калмыков. После смерти князя Дегжи, мальчика взял на воспитание хан Замьян, который его и усыновил. Джиргалан Тюмень, таково полное его имя, поступил на русскую службу и получил чин майора. У майора в семье было четыре сына, старший Сербеджаб Тюмень, второй Батур Убуши, третий Церен Дондок и четвертый Царен Норбо. Сыновья оказались очень способными людьми и принесли славу России и роду Тюмень. Сербеджаб Тюмень полковник Российской армии провел пятисотенный калмыцкий полк от Пружан до Парижа, в сражениях с наполеонской армией в 1812 году. Батур Убуши - архитектор, поэт и историк. Он автор сеюме в Тюменевке, погиб в бою под Остроменко в Польше. Церен Норбо - автор записок о сельском хозяйстве. В усадьбе Тюменей испытывались новые сорта растений в частности выращивание картофеля в условиях Астраханской губернии. В имении имелась прекрасная библиотека с книгами и рукописями на русском, тибетском, монгольском и европейских языках. Сербеджаб принял управление имением и улусом после смерти отца в 1847 году. Им неоднократно принимались усилия по улучшению быта калмыков, привлекая их к оседлости. Так на собственные деньги он купил землю на Черной гряде, где построил 30 домиков для поселения калмыков. Но не выдержали калмыки скучной жизни на одном месте и возвратились в кочевье. Полковник Тюмень до конца жизни проживал в Тюменевке, здесь и был кремирован по обычаям буддийской религии. За боевые заслуги Тюмень был отмечен высокими наградами, в их числе ордена св. Владимира и св. Георгия. Вернувшись со своим полком в Тюменевку – центр своего улуса - он организовал в честь окончания войны торжественное богослужение в деревянном хуруле, куда перенес полковое знамя. А вскоре на средства был заложен новый каменный храм во славу победы, как часть представительного монастырского комплекса. Идея возведения храма принадлежала брату Сербеджаба, Батуру – Убаши Тюменю, также принимавшему участие в походах. Большое впечатление на него произвел Казанский собор в Санкт-Петербурге, и нечто похожее он хотел возвести в Тюменевке. Строительство хурула закончилось спустя три года: от главного храма дугообразно расходились две колоннады, оканчиваясь малыми храмами. Кроме того были построены две часовни, несколько юрт для богослужений, домики для священника, служителей и ограда. Несмотря на явные черты классицизма, хурул носил традиционный ламаисткий облик: кровли его башен загибались углами кверху, как пагоды. Внутри его капища, - писали художники братья Чернецовы, посетившие Тюменевку в 1838 году - у передней стены в нише возвышалось место, на котором находится небольшой истукан, сделанный из металла и обернутый шелковой материей. Тут же находятся многие маленькие истуканы разных бурханов, богов ламайского вероисповедания… По следам капища развешены изображения добрых и злых бурханов. Сам Тюмень жил близ хурула в своем доме, в котором хранились богатые коллекции картин, оружия. При доме были два сада. И еще от самого дома хана до хурула была сделана дорога, по бокам которой произрастали тополя, так называемая «тополиная дорога». Эти тополя сохранились почти до 50-х годов XX века, потом их срубили, а дорогу перепахали. Гостеприимству Тюменя не было границ. Эти же качества передались и его потомкам. О поистине царском приеме в Тюменевке рассказал в путевых записках Александр Дюма – отец, путешествующий в 1858 году по Волге до Астрахани на теплоходе « Верблюд» в сопровождении статского советника господина Струве и двух великосветских дам. У молодого князя Тюменя, если доверять памяти А.Дюма он провел два октябрьских дня, полных острых, незабываемых впечатлений благодаря зрелищам народных плясок, спортивных состязаний, скачек и еще, пожалуй, калмыцкому чаю( « никогда напиток более гадкий не вызывал такого отвращения у христиан,- негодовал Дюма- я думал , что меня отравили»). На память о пребывании в Тюменевке знаменитый гость написал в альбом княгине Тюмень экспромт: Для царства каждого Бог начертал границы; Там высится гора, а здесь река струится; Степь он бескрайнюю вам дал, где в изобилье И трав и воздуха. Вы царство получили, Достойнее и вас, и вашей красоты. Когда стихи были переведены на калмыцкий, писателю поднесли другой альбом, принадлежащий сестре княгине- Агриппине Федоровне: она также хотела иметь экспромт; и ничего не оставалось, как сочинить новый шедевр: Распоряжается Господь судьбою каждой; В глуши вы родились, мир одарив однажды Улыбкой неземной и взором колдовским, Так стали обладать пески счастливой Волги, Одной жемчужиной. А степь – цветком одним. К столетию со дня Бородинской битвы хурул отремонтировали, на празднество съехались потомки участников сражения. После смерти князя имением правила его дочь. Обширные сенокосы, которыми владела княгиня, помогали убирать жители окрестных сел Вольное, Хошеутово. С приходом Советской власти богослужения в храме прекратились навсегда. После 1917 года княгиня исчезла, а калмыки остались, жили в основном в землянках, водили скот, больших построек не было. Во время чумы 1937-1938 гг. в селе был объявлен карантин. После снятия карантина силами военных построили саманные дома с красной черепицей и туда переселили из землянок все население. В период Великой Отечественной войны калмыки были репрессированы и сосланы в Сибирь. Село запустело, многие саманные дома, оставшиеся без хозяев, в период паводков были разрушены. В имении, которое находилось на высоком месте, расположился детский дом для эвакуированных детей из Ленинграда. Детский дом здесь находился примерно до 50- годов XX века. Затем его перевели в другое место. Само же здание было разобрано по кирпичику и перевезено в села Баста и Даниловка для строительство школ. На Хошеутовском хуруле исчезли часовни, боковые храмы, колоннады. После войны в связи с острой нехваткой рабочей силы советское правительство предложило всем своим бывшим гражданам, проживающим за границей, вернуться на свою историческую родину. Осенью 1947 года русские жители - липоване из двух сёл Румынии (Каменки и Серикей), уехавшие из России в Румынию в период церковных реформ Никона, но сохранившие родной язык и веру, отправились на пароходе «Карл Маркс» через Одессу до Астрахани. И уже из Астрахани до Тюменевки, в надежде найти свой родной уголок земли. Почему же в Тюменевку? В Астрахань приехали 144 семьи, в основном рыбаки, поэтому и попросились на поселение у реки, чтобы по- прежнему заниматься рыбной ловлей. Многие из них привезли с собой рыбацкое снаряжение, лодки, сети. Переселенцы были людьми не богатыми. Всех приехавших в село разместили в домах депортированных калмыков. Эти небольшие саманные жилища, такие непривычные после белоснежных, ухоженных хат, стали первым пристанищем. Уцелевших на то время от паводков домиков осталось мало. Размешали по 2-3 семьи на дом. Пока еще не было больших холодов, переселенцы смогли кое - как отремонтировать жилища и расселиться. Поначалу им было очень трудно, все они испытывали и холод и голод. Правительство не оставило переселенцев на произвол судьбы, им были даны ссуды на обустройство жилья и хозяйственные нужды. 2 ноября 1947 г. на общем сходе переселенцев, состоявшемся в хуруле, было решено организовать колхоз «Новая жизнь» и переименовать село Тюменевка в село Речное. В помещении калмыцкого хурула открыли школу, днем была школа для детей, а вечером школа для взрослых . Директором школы в то время был Негерев Степан Яковлевич. Колхоз» Новая жизнь» поначалу был рыболовецким. Люди занимались рыбной ловлей и понемногу сельским хозяйством. Конечно, становление новой жизни для переселенцев было тяжелым, но люди не унывали, потихоньку осваивались на новом месте. Люди они были работящие, певучие. В 1949 году построили деревянное здание школы на три класса. До того как построить сельский клуб, все мероприятия вплоть до танцев проходили в избе-читальне. В 1952-54 гг. построили сельский клуб, тут же выделили помещение для библиотеки. По селу протянули провода для освещения домов, правда электростанция была маломощной, так что свет горел только до 12 часов ночи. Появилось радио, был собственный радиоузел, откуда и передавали местные новости. Село входило в мирную спокойную жизнь, понемногу разрасталось, стали приезжать люди с других мест. Речное - многонациональное село, здесь до сих пор проживают русские, калмыки, казахи, мордвины, чуваши, немцы, дагестанцы, чеченцы, аварцы и т.д. В 1958 г. правительство ввело запрет на ловлю рыбы выше с. Замьяны, и колхоз полностью ориентируется на землепашество и животноводство. Приняли сельскохозяйственный устав, и первым председателем стал Федор Иванович Пономарев. В колхозе не было никакой техники, лишь одна машина-полуторка и один шестисильный баркас. Первые валы во время весенних паводков строили вручную, огораживали поля, носилками носили песок. Заработную плату выдавали на полученные займы о т населения. Постепенно стали поступать сельхозтехника (трактора, комбайны, сеялки, автомобили и др.). Строили орошаемые участки своей техникой. Стали заниматься овощеводством, сеять кормовые культуры. Село расширялось, в 70- е годы XX века построили новый дом культуры, двухэтажное здание средней школы, детский сад, фельдшерско - акушерский пункт. Шло строительство жилых домов. Все улицы в селе покрыты асфальтовым полотном.. До районного административного центра проложена хорошая асфальтированная дорога с добротными мостами. До 1989 года село Речное существовало в границах Заволжского сельсовета. В марте 1989 года на сходе жители села Речное приняли решение о ходатайстве создания сельского совета на территории села Речное перед районным Советом народных депутатов. И на основании решения Совета народных депутатов Астраханской области от 20.07.1989 года был образован Речновский сельский совет. Первым главой администрации села Речное стал – Лисицын Сергей Трофимович. С 2007 года главой МО « Речновский сельсовет» является Лунева Елена Николаевна. На территории села отремонтирован красавец калмыцкий хурул. Это поистине жемчужина на берегу нашей великой реки Волги. До полного восстановления еще далеко, ещё не выполнена внутренняя отделка: роспись, декор, но внешние изменения так преобразили хурул, что просто сердце радуется, глядя на него. Сюда вновь потянулись туристы, паломники, новобрачные, приезжают выпускники калмыцких школ перед поступлением в ВУЗы, проводятся молебны. Жители с. Речное очень долго шли к тому, чтобы в селе открылась православная церковь. Мечта сбылась, 2 августа 2013 года в селе Речное, епископом Ахтубинским и Енотаевским Антонием в помещении частного дома был открыт приход храма в честь почитаемого святого Илии. Ремонтом и обустройством прихода занимались сами прихожане. Строительные материалы предоставили предприниматели села и района.
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018

    Сайт создан в системе uCoz